В условиях различных социально-экономических формаций любовь имеет различное идейное и социально-психологическое содержание.
В античном рабовладельческом обществе Греции и Рима существовала значительная половая свобода, ограничения половой жизни не были строгими. Эта откровенность эротичности, присущая древности, нашедшая отражение и в развитии искусства, в дальнейшем приводит к ценностной деградации человека, и массовому распространению вульгарности.
Период упадка Римской империи характеризуется инфляцией отношений между мужчиной и женщиной. Половая жизнь все более утрачивает свою былую морально-эстетическую красоту. Рим «славен» развращенностью нравов. В своих желчных сатирах Ювенал говорит, что улицы «вечного города» полны «хмурых распутников», что всюду происходят «оргии», процветает необузданная похоть мужчин и обольстительство женщин (так сказать, полная деградация чувств, их опошление). Женщины позволяют себе все и ничто не считают постыдным. Власть утратила здесь свою роль. Анархия половых отношений принимает устрашающие размеры.
Не потому ли возникшая в этот период христианская религия стала проповедовать ограничения в половой морали и даже проклятие плоти? Проклятие половых отношений имеет свое историческое объяснение. Это острейшая и во многом односторонняя, но необходимая критика распущенности рабовладельческого общества, деградации любовных чувств, установление механизма социального контроля в сфере половой жизни мужчины и женщины. Другой вопрос, что позднее ставшее традиционным проклятие половой близости привело к аскетической пуританской деформации представления о человеке и, следовательно, его необходимо было отвергнуть, преодолеть, чтобы на более высокой ступени восторжествовала гармония духа и тела…