Сущность семьи проявляется в ее функциях. Важнейшими функциями семьи являются: репродуктивная, хозяйственно-потребительская и воспитательная.
Репродуктивная функция семьи — это воспроизведение в детях численности родителей. Семья выполняет основную функцию в количественном и качественном воспроизводстве населения нашей страны.

По мнению социологов-демографов, для того чтобы нас, через 25—30 лет было не меньше, чем сейчас, необходимо, чтобы детей в каждой семье в среднем было не меньше, чем родителей, то есть не меньше двух, а желательно трех. Последнее необходимо не только для прироста населения, а потому, что не каждая девушка выходит замуж, не каждая жена становится матерью, то же и мужчины.

В целом тысяча человек населения, состоящая из двухдетных семей, через 25—30 лет теряет одну третью часть своей численности. Статистики подсчитали, что для простого воспроизводства населения нашей страны необходимо, чтобы примерно 50% семей имели по двое детей и 50% — по трое. А чтобы население росло, должно быть больше трехдетных семей.
Нашему обществу нужно, чтобы двух- и трехдетные семьи были широко распространены уже сейчас, сегодня.
Нравственное освоение молодежью, каждой личностью гражданских норм репродуктивной функции семьи — вот одна из современных задач воспитания молодых людей, молодоженов. Это и воспитание чувства уважения к семье вообще, к матери, отцу, братьям, сестрам, к семейному коллективу и общению в нем.
Репродуктивная функция семьи находится в прямой зависимости от ее стабильности. Развод практически всегда бесплоден.
Чем лучше молодежь подготовлена к семейной жизни, тем стабильнее браки. Этого не должны забывать родители, воспитатели, учителя, готовя молодежь к браку.
Хозяйственно-потребительская функция семьи охватывает различные аспекты семейных отношений: ведение домашнего хозяйства, соблюдение домашнего бюджета, управление семьей, проблему женского труда, социализацию семьи и т. д.
Несколько подробнее остановимся на воспитательной функции семьи.
Семья — колыбель воспитания человека. С первых дней именно в семье зарождается и развивается, формируется, стабилизируется нравственное, эстетическое, политическое и философское восприятие освоения мира.
Семья — школа труда, институт жизни, университет поколений.
В семье главным образом воспитываются младшие дети, но вместе с ними совершенствуются родители, старшие братья и сестры. В семье происходит не только воспитание, но и закладываются основы для развития самовоспитания, самосовершенствования ребенка, юноши, взрослого, гражданина страны. Следовательно, семейное воспитание ребенка — это своеобразное проектирование его личности. Чтобы воспитывать другого, надо быть воспитанным самому. Нельзя воспитывать, не зная, чего же мы ждем, хотим добиться, какую личность мы хотим воспитывать.